С


С
, название третьего тона нашей основной гаммы (См.). С – один из тех тонов, которые со времени изобретения нотных линеек (10-й век) употреблялись в кач. ключей (См.), точно определявших значение этих линеек. Ключевыми тонами избраны были те, к которым прилегал снизу интервал semitonium (полутон) основной гаммы, т.е. f и с (е – f, h – с); сделано это было с тою целью, чтобы при пении ключ всегда напоминал место полутона в гамме, а стало быть и положение интервалов в гамме. Для большей наглядности линии f и с проводились цветными чернилами (f красными, с желтыми). В 11–13-м веках значение ключей f и с еще не было ограничено малым f и одночертным с (с'), а встречается одинаково как для одночертного f (f'), так и для малого с; цветная линия попадала тогда на шпацию (т.е. на промежуток между линиями нотоносца). Форма современного ключа с: развилась постепенно из настоящей буквы с: В кач. надписи на голосовой книге С означает – Cantus (Discantus); C1, C2 означают первое и второе сопрано. Относительно С solfaut, C faut, сс solfa срв. Сольмизация. – В Италии, Испании, России и пр. тон С называется в настоящее время do, а во Франции – ut (См.). , раньше вероятно также , представляют собой тактовые обозначения (См.), причем с представляет собой в сущности полукруг с. в кач. сокращения означает: 1) con (с); c. b. = col basso, с басом; c. 8va = coll'ottava, с октавами; 2) cantus (c. f. =cantus firmus); 3) саро (d. c. =da capo, с начала).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы: